воскресенье, 4 июля 2021 г.

"Моя судьба связана с детства с именем Александра Невского"

В год, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому мы побеседовали с директором православной средней школы во имя св. князя Александра Невского протоиереем Димитрием Ивановым

- Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, про то, как в Кинешме появилась православная школа.


- Наша православная школа им. святого князя Александра Невского была основана по благословению архиепископа Амвросия.

В начале своего существования школа не имела официального государственного статуса, дети сдавали экзамены на базе другой школы. С 2003 года школа прошла государственную аккредитацию, получила лицензию и стала уже выдавать документы государственного образца об окончании школы. В то время школа находилась в деревянном двухэтажном здании, это так называемый "Теремок" на Нагорной улице. Директором школы я являюсь с 2010 года.

В 2013 году мы переехали в здание бывшей 8-й школы. Это здание было в достаточно сложном состоянии, крышу пришлось переделывать, не было водопровода, и внутренняя отделка была обветшавшая. Причем на этой базе необходимо было разместить всё, что требовалось. В первую очередь, домовый храм, и все кабинеты, чтобы это действительно была православная школа. И вот, конечно, при поддержке благотворителей, года за три постепенно мы школу подготовили, получили необходимые документы на здание, на ту часть, которая нам выделена, и занимаемся вот уже сколько лет на этой базе.



С точки зрения директора могу сказать, что эти годы были непростые, два раза угрожало нам банкротство, и финансовый статус был проблемный. Но сейчас, слава Богу, состояние школы стабильное.

Заканчивая хозяйственную тему, могу сказать, что, конечно, хотелось бы, чтобы во дворе школы у нас была спортплощадка с полем для мини-футбола, волейбола, какие-то тренажеры. Это планы, которые мы строим на будущее.



- Ваша школа посвящена святому Александру Невскому. Какие мероприятия в этот юбилейный год вы здесь планируете или уже проводите?


- Мы поставили задачу участия во Всероссийском конкурсе, посвященном Александру Невскому. Ежегодный Всероссийский конкурс «Связь времен и поколений. Жертвенное служение Отечеству», проводится Общероссийским общественным движением «Россия Православная» в рамках программных мероприятий во исполнение Указа № 448 Президента РФ В.В. Путина «О праздновании 800-летия со дня рождения князя

Александра Невского». Тема Конкурса на 2021 год: «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: НАСЛЕДИЕ НА ВЕКА»


Надеемся принять участие в данном конкурсе во всех номинациях. В школе у нас прошла образовательная игра памяти нашего небесного покровителя. В память Александра Невского, конечно, в первую очередь будем совершать богослужения. В приходском нашем храме в настоящее время по воскресным дням перед Литургией мы служим молебен с акафистом св. князю Александру Невскому. Хотелось бы по молитвам святого князя обновить наш храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в текущем году. Надеюсь, с Божьей помощью, за лето управиться, чтобы к празднику Александра Невского у нас внутренняя и внешняя отделка обновились, несколько благоустроилась территория храма.

- Храм Александра Невского - один из таких маленьких, уютных храмов нашего города. Можно рассказать его историю?


- Храм Александра Невского - кирпичная церковь, сооружённая в 1895 году Кинешемским мещанским обществом при Спасо-Успенском кладбище на восточной окраине города. Есть старые фотографии, где видно, что вокруг храма располагаются захоронения. Мы знаем, что настоятелем храма был священник Анатолий, но судьба его неизвестна после закрытия храма. Советская власть в начале тридцатых годов храм закрыла, и далее нам не удалось проследить его жизнь. То кладбище, которое находилось вокруг храма, впоследствии было закрыто, разрушено.



Конечно, кладбища закрываются, ветшают, приходят в запустение, но здесь имело место такое, в общем-то, закрытие, которое сопровождалось циничным осквернением захоронений, советская власть разрывала могилы таким образом, что долго кости и черепа валялись, и дети даже, я знаю, играли в футбол человеческими останками. Когда мы спрашиваем себя, откуда взялось такое духовное запустение, такой цинизм, мы должны принимать во внимание такое имевшее место в прошлом закрытие храмов и разорение кладбищ. Мы в свое время посетили городской архив, смотрели, что там есть по этому поводу. За закрытие храма, конечно, собирались подписи. Подписи все же должны были как-то сделать видимость изъявления народной воли на закрытие храма Александра Невского, но сам характер этих подписей показывает, как это делалось: «Мы, дети детского сада номер 6 "Маленький ударник" протестуем против колокольного звона, требуем закрытия храма Александра Невского» - вот в таких примерно это было формах. И массовые сборы подписей мы видим в детских садах, школах, уличные обходы делались. Понятно, что там в детских садах за ребенка кто-то поставил закорючку. В общем, власть стремилась поголовно людей втянуть в ответственность за это деяние. Скажем, в архиве нам попалась газета "Приволжская правда" тех лет, в которой статья такая была разгромная против двух комсомолок, которые на фабрике не пожелали подписываться за закрытие нашего храма. Одна сказала, что не мы строили - не нам разрушать, а другая - что она родителей своих боится огорчить. Там в пух и прах их разносят, говорят, что это они должны родителей учить и им показывать пример. А что дальше было с этими комсомолками, судьба которых нам неизвестна? Они нашли в себе мужество о своей гражданской позиции заявить и получили, конечно, думаю, в те годы «по полной программе». Итак, на глазах народа был закрыт храм, и потом было разрушено кладбище.


Рассуждая о том, откуда взялась эта духовная опустошенность в душах многих наших сограждан, как сформировался, так сказать, типичный русский «гопник», мы понимаем, что он - циничный, бездуховный человек, последствие тех деяний, которые советская власть под высокими лозунгами всеобщего счастья совершала относительно Церкви и памяти православных предков наших. Всё это касается истории храма Александра Невского.


Богослужения возобновились у нас в 2002 году, на следующий год будет 20 лет, как храм открыт.


- Вы первый настоятель храма после открытия? 


- Первым настоятелем был протоиерей Димитрий Грудогло, но я служил в этом храме c самого начала. Когда я в 1997 году приехал в Кинешму, у меня указ был именно в храм Александра Невского. Он был еще закрыт тогда. То есть, приход носил имя Александра Невского, и, хотя этот храм был закрыт, я был приписан к нему владыкой Амвросием. А потом так Господь устроил, что я стал настоятелем храма, а потом и директором школы.


- То есть с 1997 года ваша судьба связана с именем Александра Невского?



- Моя судьба с именем Александра Невского, наверное, связана с детства. Я вам могу сказать такую вещь, в детстве мы играли в солдатики. У мальчиков какие были тогда игры - война, солдатики, еще что-нибудь такое. Интернета не было, фильм "Александр Невский" был. Были наборы этих солдатиков советских, там были и богатыри наши, и немецкие рыцари, и мы, набрав этих солдатиков, разыгрывали Ледовое побоище, битву на Неве... У нас была такая "Книга будущих командиров" - это советское издание, которое рассказывало в доступной, увлекательной для детей форме про главные сражения в истории человечества, которые были, начиная с античных времен, и заканчивая Великой Отечественной войной. Поэтому, конечно, про Александра Невского я узнал, еще будучи некрещеным. Потом, когда пришел к православной вере, все же это ощущение единства с нашими предками, то есть, именно с теми, кто участвовал в создании могущества нашей страны, в формировании ее облика, оно было. И когда уже созрел до того, чтобы понять, что основа этого единства - это, конечно, православная вера, которую наши предки защищали, защищая также и Отечество, я тоже принял святое крещение после срочной службы в армии. Вот так и стал православным человеком.


Я с Александром Невским связан в этом смысле достаточно давно. Конечно, знал про него, всегда его уважал, может быть, еще не почитая его по церковному, но всегда отдавал ему должное уважение. А вот сейчас, кстати говоря, я еще больше его зауважал. Вот именно в этом году. Знаете, почему? 

У нас интернет очень, как бы сказать, шлифует человеческие мозги. Ну это так, фигурально если сказать. И понял я, что одно из последствий этого - потеря привычки к чтению, а читать - это вообще тренировка ума. Я человек не математического склада ума, скорее литературного, поэтому стараюсь регулярно что-нибудь читать. И Священное Писание, и в то же время какую-то другую литературу.


И вот меня заинтересовали исландские саги, и в первую очередь то, что я читаю сейчас - это цикл "Круг земной" Снорри Стурлусона, исландского скальда XIII века, современника Александра Невского. Он пишет об истории, в первую очередь, Норвегии, откуда была заселена Исландия. И география охватывает очень большое пространство от на западе Гренландии и Исландии до Гардарики - это северная Русь, Новгорода  (Хольмгарда, как он там называется). Там упоминаются такие князья как Ярослав Мудрый, Владимир - наш креститель Руси. События саг охватывают территории Англии, Ирландии, Исландии, Гренландии, Испании, Византии, потому что у северных народов было престижно служить в Византийской империи в дружине императора, и конечно Иерусалим (Йорсалаборг), Йорсалаланд - Палестина. То есть территория очень большая.


Как это с Александром Невским у меня соотнеслось? Снорри Стурлусон в этих королевских сагах, описывающих деяния конунгов, ярлов и всяких вождей, описывает типичные викингские походы. Эти морские походы, которые он называет викингскими, хотя, викинг - это само по себе слово очень неоднозначное, скорее отрицательное, разбойник и так далее... 


В эти походы ходили и на Русь, и Александр Невский, был назван так по имени Невской битвы, именно вследствие того, что он смог отразить такой поход, основу войска в котором составляли норвежцы и шведы, то есть те народы, которые тогда господствовали в Балтийском регионе. Читая Снорри Стурлусона, я оценил, как это выглядело. Он очень наглядно, без лишних подробностей, самое главное изображает: как были устроены корабли, как они собирались в поход, как эти люди снаряжали войско. Имея за плечами опыт насильственной христианизации собственных земель, они уже не раз стремились обратить людей в свою веру силой оружия. После разделения Церквей по благословению папы римского Григория XI их устремления обратились и на православную Русь.


Иногда сейчас слышишь какие-то критические высказывания относительно вообще нашей истории всей, относительно великих событий, относительно, в том числе, Александра Невского. Люди иногда говорят: "Ну что это была за битва, во-первых, про нее там не сказано, тут не указано, только в отечественных источниках". Говорят, что она не могла быть большой, что это небольшое местное столкновение. И вот я вдруг это все увидел, понимаете? Войско, которое тогда собирали в поход... Конечно, можно было пойти в викингский поход на нескольких кораблях, но когда собирали специальный поход для того, чтобы установить контроль над территорией над какой-то, то это войско, как правило, 2-3 тысячи, - уже считалось большим. Пять тысяч - это уже было очень большое войско. Кажется, по сравнению с войском Чингисхана, тьмами Батыя, где общая численность воинов могла составлять сотни тысяч людей, когда огромная орда собиралась, опустошая всё на своём пути, какие-то несколько тысяч воинов не могли представлять такой же серьёзной угрозы. Но на самом деле эти народы северной Европы за счет своей тактики, за счет очень хорошей военной подготовки контролировали огромный регион. Они основали королевство на Сицилии, которое несколько веков стояло. Где Сицилия, а где - Швеция, Дания и Норвегия? Завоевали большую часть Англии, и Нормандия во Франции была завоевана таким образом. В общем, эти отряды очень эффективно могли устанавливать контроль над огромными территориями. В книге Снорри Стурлусона "Круг земной" описаны несколько походов именно в эту область Руси, которая была регионом конфликтным, и Новгородско-Шведские войны в истории описаны, и шли с переменным успехом. 


Оценить количество этого войска, поскольку речь шла о подготовленном заранее походе для контроля над определенной территорией, я думаю, можно в тысячи три, максимум пять. Скорее всего, объективно, допустим, три тысячи - это размер того войска, которое прибыло на реку Неву, где в месте слияния ее с Ижорой произошла Невская битва. Но что мог противопоставить Александр Невский? Основой его войска была дружина князя. Дружина князя - это было человек триста. Понимаете? Вот с такой дружиной, например, Олаф Святой ездил по Норвегии. И говорили, что она слишком большая, ведь этих людей надо было кормить и содержать, она отягощала граждан. Триста человек была уже большая, хорошая дружина. Плюс что-то могли выставить новгородцы. Новгород был старинным торговым городом, а каждый знатный человек имел свою небольшую "бригаду", так сказать, дружину, но это было вряд ли больше пятиста человек в совокупности. И какое-то количество ополченцев. То есть соотношение сил было не в пользу Александра Невского, оно в несколько раз уступало высадившимся под руководством ярла Биргера войскам. Если бы Александр Невский стал дожидаться подкреплений из разрушенных татаро-монгольским завоеванием центральных областей - Владимирской, скажем, Руси, он, может быть, его дождался бы, но уже утратил бы полностью стратегическую инициативу. И он принимает решение, собрав свою дружину, помолясь в соборе Святой Софии, обращается к людям со словами, которые воодушевляют их. "Не в силе Бог, а в правде", "Сии на колесницах, сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем". И добивается этой победы, имея веру, помощь Божию, используя фактор внезапности, он отражает войско неприятеля. Он возлагает печать копьем, как пишет летопись, на лицо ярла Биргера, который возглавлял это войско.


Критики говорят, что шведские источники об этом умалчивают. Тут надо понять, что ярл Биргер тоже был в своей стране уважаемым человеком, он основатель города Стокгольма. И вот эта битва была проиграна, хотя было собрано специальное войско, которое специально снаряжалось для этой экспедиции. Она была проиграна войску, основу которого составляла небольшая дружина. Чудо помощи Божией тут было явное, и в то же время, с точки зрения материала саг, которые я читал, очень тяжело этот факт звучит для тех, кто потерпел поражение. Поэтому у меня есть версия, что этот факт был забыт преднамеренно, чтобы не омрачать историю самого Биргера, но шведские ученые подняли его останки, и сами его останки сообщили о тяжелой травме в области правой глазницы, которую он получил. Естественно, сразу же вспомнили про Невскую битву, что да, был такой момент, и русские хроники про это сообщают. Поэтому, конечно, эта победа... Наши критики, которые в адрес нашей истории бросают камни, должны понять, тот же Снорри Стурлусон написал об огромном количестве всяких сражений. И с точки зрения "Круга земного" и собранных в нем саг эта победа достойна, чтобы про нее помнить веками до самого конца времен. Хотя на первый взгляд она и не кажется такой, как, например, победа на поле Куликовом — совсем другое количество участников сражения, но по результатам и по тому духовному значению - это действительно победа великая. Сейчас, в этом году, я еще лучше это понял. 


- Давайте вернемся к школе, которую вы возглавляете. Среди наших горожан бытует такое неоправданное мнение, что в православную школу стоит отдавать детей, у которых проблемы с воспитанием. Очень часто слышу это мнение. Здесь учится моя дочь, слава Богу, и, конечно, я вам так скажу, все-таки классическое образование, которое вы здесь даете, это не та же дистанция, как в гимназии, или что-то связанное с компьютером. Как вам удается сохранить вот эту русскую систему образования, классическую именно, в этот наш компьютерный век, когда все дети в гаджетах погрязли, в интернете?


- Конечно, мы не противопоставляем себя государственной системе образования. То есть, в принципе у нас есть хорошо укомплектованный компьютерный класс, есть уроки информатики. Единственное, мы все же делаем акцент не на дистанционные формы обучения. Те программы, которые подразумевает Федеральный государственный образовательный стандарт, основная их реализация идет в очном формате. Причем классы у нас небольшие, то есть по нормативам у нас больше 15 человек в классе наполняемость не может быть и поэтому есть возможность индивидуальной работы с детьми.


В школу есть определенный отбор, потому что школа православная, она подразумевает, что мы реализуем так называемый конфессиональный компонент. Это особые дисциплины: основы православной веры, что более привычно звучит как Закон Божий, церковно-славянский язык и основы церковного пения. В школе проходят богослужения, мы стараемся регулярно, по возможности каждую неделю, здесь совершать Литургию в учебном году. И понятно, что такие образовательные условия, которые в Уставе школы прописаны, предполагают отбор. Мы проводим собеседование, иногда мы сразу не берем в нашу школу, а просим посетить исповедь, Причастие, сходить к духовнику, и уже поступить в школу с рекомендацией духовника. Игумен Нестор (Зуйков), наш духовник школы, принимает в храме Благовещения Пресвятой Богородицы детей и родителей, и уже по возможности эту рекомендацию дает. В плане детей с проблемами - мы тут, конечно, принимаем решение по итогам собеседования.


Отследить все проблемные случаи невозможно, поэтому в школе есть разные, конечно, дети. Бывает, берешь ребенка вроде на первый взгляд приличного, а потом получается, что в нем или в его семье скрыто что-то такое, что мы не знали. Но на самом деле успеваемость - это не решающий фактор при отборе. Мы идем навстречу тем, кто готов сотрудничать со школой, кто выявляется в ходе собеседования как человек лояльный Церкви, который готов как минимум не препятствовать тем установкам, которые дает школа относительно Православия, нашей веры, образа жизни. Если мы видим, что люди заинтересованные, если они хотят, чтобы ребенок развивался под влиянием Церкви, мы обычно принимаем ребенка на обучение.


- Насколько я знаю, дети ходят в ваш храм, Александра Невского, да? На большие праздники.


- В храм Александра Невского мы собираем, в первую очередь, именно на службы памяти святого нашего благоверного князя. Обычно же школьные богослужения совершаются в домовом храме нашей школы. На клиросе у нас поёт школьный хор.

- И Вы сказали по поводу спортивной площадки и поля для мини-футбола для воспитанников школы...


- Это пока мечта.


- Меня интересует следующий вопрос, администрация города хоть как-то участвует в жизни школы, или все у нас в школе делается только на деньги благотворителей? 


- Видите ли, наша школа не находится на балансе городской администрации. Учредитель школы – Приход храма св. князя Александра Невского. Такие школы относятся к частным, мы получаем государственную субсидию, которая покрывает некую часть наших затрат, но участвовать в жизни частных проектов сверх того, что определено государством, наша администрация не имеет возможности, я не раз про это слышал. 


- Но сейчас же приняты поправки в Конституцию, где говорится о том, что православная вера - государствообразующая вера, то есть государство, согласно Конституции, должно всячески приветствовать и поддерживать, как я понимаю, православные школы. У нас, насколько я понимаю, в Кинешме этого не происходит. Поэтому, если есть возможность обратиться к благотворителям, что бы вы хотели им сказать в первую очередь, какие проблемы перед православной школой стоят, которые в ближайшее время надо решить?


- У нас жизнь устроена таким образом, что сейчас у нас есть источники благотворительной помощи. Мы ее наши не здесь. Но если люди желают сделать какие-то благотворительные взносы, то это всегда будет уместно, ибо в бюджете школы есть ощутимый дефицит, что пару раз чуть не обернулось банкротством. Но Господь нас хранил. Реквизиты школы можно обнаружить на нашем сайте или можно внести средства непосредственно в школьную кассу или храму св. князя Александра Невского помочь.

- А что бы Вы обозначили как насущные нужды школы? Спортивную площадку, поле для мини-футбола...


- Я смотрел в интернете, предложение было, скажем, на 1 млн 600 тысяч. В этом году мы его не потянем, а в следующем, может быть, и потянем. Но это если, опять же, понимаете… Каналы благотворительного финансирования - они такие, что люди не обязаны это делать, они это делают как желающие нас поддерживать и как заинтересованные в существовании системы православного образования. Эти планы, они, в общем-то, имеют под собой реалистичный расчёт. Александр Невский, тоже в этом смысле пример, он же не строил плана победить Золотую Орду, например, он понимал, что это было невозможно в то время. Поэтому я строю планы, которые, я надеюсь, если Господь нас не оставит, будут обеспечены финансированием.


И всякая благотворительная помощь дает возможность детям обучаться в нашей школе так, чтобы это было доступно. Это, я считаю, самый главный результат благотворительной помощи. Хотелось бы, чтобы все, кто нуждается именно в православном школьном образовании, имели возможность его получать.


- Батюшка, и тогда последний вопрос, да даже не вопрос. Пожалуйста, читателям нашей газеты пожелайте что-нибудь, пару слов. 


- Мои пожелания связаны с благоверным князем Александром Невским. Сейчас, в наше время, люди очень страдают порой от внутренней неуверенности, от того, что им сложно принять какие-то конкретные решения. Люди часто колеблются, так поступить или иначе, очень бывают рассеянны. Погруженность в интернет, опять же, этому способствует. Люди теряют какие-то критерии базовых ценностей, которые все больше размываются. Видишь много такого в жизни, что тревожит, например, распад семьи, потеря представления о святости брака. Я всем желаю иметь в себе такую внутреннюю уверенность, которую я вижу в князе Александре Невском, и которая для нас - пример, чтобы в жизни этой состояться. Желаю, чтобы он был для нас примером твердости в принятии решений, верности в их исполнении, верности своим ближним. Ведь у него тоже семья была большая, пятеро детей. Даниил Московский, его сын, тоже причислен к лику святых. Великий князь, принявший потом монашеский постриг. Александр Невский - для нас пример целостности, последовательности и внутренней уверенности в себе, а эта уверенность - она не столько в себе уверенность, это уверенность в помощи Божией. Она исходит из православного устроения человеческой души, которое Александр Невский в Невской битве и всей своей жизни очень хорошо показал. Это устроение, которое дает уверенность, приводящую к победе, вот этого устроения я всем и пожелаю. 


Беседовал Владимир Патронов


Комментариев нет:

Отправить комментарий